Скачать приложение для android
Подробнее

Регистрация

Переместите бегунок вправо

Войти через аккаунт соцсетей

Главная/Маршруты/

Места силы Хакасии (Аскизский район)

Уйтаг. КоновязьСтеклянный павильон с Улуг Хуртуях тас.Экскурсия у Ах таса.Вид юрточного комплекса в музее-заповеднике
Уйтаг. Коновязь
Стеклянный павильон с Улуг Хуртуях тас.
Экскурсия у Ах таса.
Вид юрточного комплекса в музее-заповеднике

Места силы Хакасии (Аскизский район)

~305 км

1 день

Ограниченный ?

Рейтинг

Отзывы0

Это однодневный выездной маршрут по объектам: Абакан – Уйтаг – Ах тас – Улуг Хуртуях тас – Абакан (туда и обратно около 380 км). Места силы располагаются в Аскизском районе Республики Хакасия.

Тип объектаИсторический, Мистический, Природный, Культурный

СложностьЛегкий

Способ перемещенияМашина, Пешим ходом

Состав маршрута

город Абакан

Столица Республики Хакасия

~66 км.
Уйтаг Уйтаг Подробнее
~69 км.
Музей-заповедник "Казановка" Музей-заповедник "Казановка" Подробнее
~57 км.
Музей-заповедник "Хуртуях Тас" Музей-заповедник "Хуртуях Тас" Подробнее
~114 км.
город Абакан город Абакан Подробнее

Описание маршрута

Место силы - это энергетически сильное место, пребывание в котором способствует гармонизации организма и позитивному настрою. В древних цивилизациях местам силы придавалось особое значение, они считались своеобразными энергетическими регуляторами, оказывающими благотворное воздействие на человека и окружающую среду. Очень часто такие места располагались в зоне геомагнитной аномалии.

Особые сакральные места Хакасии до сих пор почитаются у народов Южной Сибири. Здесь проводят традиционные обряды и национальные праздники.

Для хакасов важное место в обрядовой практике занимал культ гор. Вся жизнедеятельность местного населения так или иначе была связана с горами. Согласно мифам, происхождение народа связывалось с горами. В прошлом каждый хакасский род имел свою священную гору, духи гор - таг ээзі почитались в качестве предков. Кроме того, по традиционным верованиям отдельные шаманы «получали» свой бубен от священной родовой горы, поэтому в процессе камлания каждый шаман был обязан принести жертву духам гор.

Первой остановкой на маршруте «Места силы Хакасии» будет гора Уйтаг. Гора является одним из сакральных мест Хакасии и овеяна множеством легенд. В 1991 г. у ее подножья установили коновязь как место почитания горных духов этой местности. В течение долгих лет здесь проводились различные культовые обряды, направленные на благополучие как местных жителей, так и путников.

Уйтаг является родовой горой рода «Ах хасха»Сафьяновых. Название горы «Уйтаг» состоит из 2-х слов, «Уу» («уй») в переводе означает «собранная», «таг» означает «гора». По легендам местных жителей, гору собрали люди, переходящие из Сырско - Уйбатской степи в Сагайскую степь. Для того, чтобы задобрить хозяев местности и показать, что пришли с миром, было выбрано место для проведения обрядов.

До наших дней сохранился один из самых известных хакасских обрядов «Хай Пазын» — повязывание цветных лент «чалама» на священную березу либо на «сарчын» —  коновязь. Сначала место проведения обряда три раза обходят по часовой стрелке, чтобы пригласить духов, после этого повязывают ленты, кладут угощение из молочной пищи или какую-либо ценность и затем со словами благодарности отходят. По возможности, принесенную пищу необходимо сжечь - дым от жертвенной пищи важен для духов. В Хакасии при обряде «хай пазын» используются три цвета лент: белый - цвет чистоты помыслов, красный - символ достатка и солнечного тепла, синий - связь с космосом и предками, зеленый цвет – связь с природой. Ленты чалама повязывают так, чтобы не перетягивать ветку дерева, поскольку она продолжает расти.

Обряд «сек-сек» также связан с почитанием духов местности. «Сек-сек» проводят перед началом еды, началом пути, перед значимым мероприятием. При обряде старший в группе берет часть пищи и питья и кладет ее по четырем сторонам от себя, приговаривая: духам гор, духам земли, духам небес, духам воды. После этого можно приступать к пище, к движению дальше.

После нахождения у подножия горы Уйтаг, мы едем дальше по трассе Абакан - Ак-Довурак до села Аскиз и на кольце сворачиваем направо в направлении Хакасского республиканского музея-заповедника «Казановка», который находится в 6 км от д. Казановка.

Там мы с вами во время экскурсии или самостоятельно познакомимся с местами силы – скала Иней тас (слева от дороги, проезжая по указателю к музею-заповеднику) и камень Ах тас.

Скала Иней тас была почитаемым объектом, объединяющим в себе два культовых значения - родовой святыни и покровителя скотоводства. Судя по описанию скотоводческих гаданий, «скот» Иней тас был воплощением «изыхов», своего рода «душ» стада или табуна. Делая подношения в виде каменного «скота», люди осуществляли своеобразный обмен дарами, получая взамен душу будущего изыха (коня, быка, козла или барана), гарантию здоровья домашнего скота. Вплоть до 50-х годов прошлого века Иней тас «помогала» людям, здесь совершались «таг тайыг» – обряды жертвоприношений горному духу, покровителю рода. У Иней тас просили помощи в разных делах. У самого подножья горы была расчищена и посыпана речным песком площадка, на которой установлены 14 скульптур домашних животных. Быки, лошади, овцы были изготовлены из речной гальки и красного песчаника. Из этой коллекции сохранилось всего три фигурки. А сама Иней тас в самом начале 60-х годов прошлого века была взорвана. Во время войны и в послевоенные годы к Иней тас вновь стали приходить люди и проводить здесь обряды, поэтому по решению советских властей решено было уничтожить гору и пресечь попытки поклонения. Удивительный храм под открытым небом был разрушен. А Иней тас и после «смерти» пользуется особым почитанием. Теперь гора, где стоял камень, называется Иней-паары (подножие Иней). Здесь вновь проводятся обряды, проезжающие непременно делают «сек-сек», на ветви берез, роща которых ожерельем обступила место, где прежде стояла Каменная старуха, повязываются чалама.

Неподалеку от гостиничного юрточного комплекса Хакасского республиканского музея-заповедника «Казановка», в окруженной горами живописнейшей долине Кюг (счастье), стоит одинокий гранитный памятник Ах тас (белый камень). Тысячелетиями Ах тас являлся местом поклонения. С ним связано множество обрядов и легенд, и одно из главных назначений этого камня, установленного в долине около четырех тысяч лет назад – помогать людям. Последние полторы тысячи лет этот камень использовался местным населением для лечения различных болезней. «Врачует» Ах тас от отеков, нарушений сердечной деятельности, болезней крови. Возможно, что целебная сила камня объясняется замеченной здесь геомагнитной аномалией.

Существует легенда о появлении этого камня.

Старуха (Иней) и старик (Апсах) привели в счастливую долину свой народ – остановились, огляделись: место им понравилось. Решили жить здесь, но Иней сказала, что аал нужно ставить направо от горы Аар таг, а Апсаху больше приглянулась левая сторона. Долго они спорили – подрались. В гневе она так толкнула старика, что тот перелетел через реку и упал на вершину горы Аар таг. От обиды обернулся старик в камень. Его и сейчас можно увидеть – на вершине горы возвышается каменная скала (она так и называется «Апсах тас» - каменный старик), силуэт которой удивительно напоминает задумавшегося старика с трубкой в руках. Иней сильно переживала обиду на мужа – отошла чуть в сторонку, присела... и тоже обратилась в камень.

Народ Иней и Апсаха, уважая волю старших, расселился по всей местности, а в память о трагическом событии установил на месте раздора белый камень. Удивительного в этой истории много, но самое интересное, пожалуй, то, что три памятника Апсах тас, Ах тас и Иней тас являются, с небольшой долей погрешности, вершинами равностороннего треугольника.

В музее-заповеднике «Казановка» можно заказать экскурсии, чтобы больше узнать про Ах тас и Иней тас. Возможна дегустация блюд хакасской национальной кухни (по предварительному заказу), действует сувенирная лавка.

Контакты: 8 923 594-10-87,8 913 447-31-10, 8 923 368-62-89

Завершает маршрут «Места силы Хакасии» Анхаковский музей-заповедник «Хуртуях тас», где мы увидим знаменитое окуневское изваяние, прославившее музей далеко за пределами России.

Каменное изваяние «Улуг Хуртуях тас», созданное в эпоху ранней бронзы (III-II тысячелетие до н.э.), сначала поступило в фонды Хакасского республиканского краеведческого музея в 1954 году. Организовал вывоз изваяния археолог краеведческого музея Альберт Николаевич Липский. Причиной перемещения изваяния в музей была попытка уберечь произведение искусства от актов вандализма, свидетелем которых А.Н. Липский случайно оказался. Изваяние Хуртуях тас, известное науке с 1722 г., пользуется среди местных жителей особым почитанием, как объект женского культа и покровительница материнства.

Измерения, осуществленные при перевозке изваяния из краеведческого музея, дали следующие параметры: высота – 3,02 метра, вес – 2,6 тонны.

Вот как описывает А.Н. Липский обряд поклонения Хуртуях тас уже после ее перемещения в музей: «…Во дворе Абаканского музея, в собрании древних изваяний, стоит скульптура Хуртуях тас – каменной старухи, вывезенная мною в 1954 году от улуса Онхакова на Среднем Абакане. Это песчаниковый обелиск, тщательно обработанный, содержащий изваяние лица головы, не выделенной из камня, и хорошо оформленный живот беременной женщины, с вырезанной на нем личиной…так вот, перед этим изваянием стояла молодая хакаска, держа мисочку с аракой – молочной водкой у рта каменной старухи. Рот изваяния обильно смазан сметаной. На земле стояли берестяные туяски с пищей, с аракой и абыртхы – хлебным напитком… Молодая женщина, подставив чашку с водкой ко рту изваяния, что-то шептала, кланяясь Хуртуях тас…Когда молодая женщина кончила молиться, я попросил ее и ее спутников зайти в музей. Здесь после упорных моих расспросов, старая женщина сказала, что молодая, ее невестка, десятый год замужем, но у нее нет детей, а мы слышали, что Хуртуях тас увезли в Абакан, и мы приехали сюда, чтобы просить ее дать нашей невестке детей…».

Сразу же после перемещения изваяния стали поступать со стороны местных жителей в органы государственной власти просьбы о возвращении изваяния на первоначальное место. Но прошло почти пятьдесят лет, прежде чем возвращение местной святыни стало возможным.

Описание Даниила Готлиба Мессершмидта в 1722 году: «…Куртуяк была высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетенные из волос косы. Татары-язычники оказывали ей большой почет, трижды объезжали вокруг нее, после каковой церемонии делали ей подношение в виде еды. От предков им доводилось слышать о том, что это Куртуякское изваяние было когда-то знаменитой матроной и сам всемогущий бог превратил ее в камень…».

О местонахождении Хуртуях тас упоминает Н.Ф. Катанов: «…из села Аскиз в село Усть-Есь я с женою…отправился 9 июля 1899 года…с правой стороны дороги…между улусами Апаковым и Караблековым стоит лицом на северо-восток высокая каменная старуха, называемая у туземцев «Хуртуях тас» и виденная П.С. Палласом еще 5 сентября 1772 года…».

О Хуртуях тас зафиксировано около двадцати различных легенд. Наиболее распространенный сюжет связывает Хуртуях и Сартакпая. Строитель мостов, и муж Хуртуях, Сартакпай (по одной из легендарных версий) – популярный у всех народов Саяно-Алтая культовый герой. Сартакпай возвел мост через Енисей, которым воспользовались враги для вторжения на территорию Хакасии. Усадил Сартакпай Хуртуях и двух своих детей на коней, напутствуя, просил он Хуртуях скакать прочь и, под страхом смерти, не оборачиваться. Сам же встал на пути врагов, пытаясь их задержать. Недолго длилась битва, погиб достойно Сартакпай. Хуртуях и дети добрались до берегов реки Абакан. Хуртуях перепрыгнула на своем коне на другой берег, дети же не смогли последовать за ней и погибли в водах бурной реки. Не удержалась Хуртуях, обернулась посмотреть, что случилось с ними. Увидев их гибель, воззвала Хуртуях к богам, моля о справедливости. Боги, внимая ей, обратили Хуртуях в камень и дали ей силу помогать женщинам от бесплодия. По другой легенде, рассказанной хакасским писателем и драматургом М.Е. Кильчичаковым и литературно обработанной В.К. Татаровой, Хуртуях была женой кыргызского (хакасского) кагана. Когда из-за нашествия врагов народ оказался на краю гибели, Хуртуях обратилась с мольбою о помощи к богине Ымай. Та вняла мольбам и, обратив Хуртуях в камень, дала ей на сохранение хут (зародыш жизни, силы, энергии) хакасского народа.

Во время экскурсии вы можете больше узнать об Улуг Хуртуях тас.  Музей-заповедник предлагает возможность принять участие в традиционных обрядах. Сотрудники музея могут организовать торжественную встречу гостей по национальным обрядам. По предварительному заказу возможно заказать дегустацию блюд хакасской национальной кухни - талгана и айрана, а также организовать проведение традиционных свадебных обрядов. Кроме того, в музее проводятся различные национальные праздники. Яркие, самобытные праздники наполнены национальным колоритом и неизменно привлекают большое количество участников.

Действует летнее кафе и сувенирная лавка, имеется благоустроенный туалет.

Контакты: 8-923-582-20-49

 

Разновидности отдыха

Пешие прогулки

Природа